ЗарегистрироватьсяВойти

Развитие аналитических навыков

Trainings.ru, 29 июля 2010

 Дмитрий Иванов, бизнес-тренер, руководитель проекта "Colloquium.ru"
Что такое аналитические навыки? Можно ли их развивать? Как применяются аналитические способности в решении практических задач? Как повысить эффективность работы, требующей аналитического подхода? Эти вопросы мы с вами рассмотрим в данной статье, основная цель которой — наметить конкретные шаги и определить инструменты, которые помогут вам быстрее и качественнее выполнять свою работу, применяя и развивая свои аналитические способности.

Давайте начнем с определения понятий.

Анализ (аналитический подход) это:

— разделение предмета, явления, проблемы на составные части

— выделение и изучение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

— игнорирование несущественных деталей

— определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами

Аналитические навыки — способность применять аналитический подход для решения конкретных задач.

Необходимость применения аналитических навыков в таких видах деятельности, как наука, образование, разработка продуктов и технологий, стратегическое планирование, наверное, ни у кого сомнений не вызывает. А нужны ли это навыки, например, специалисту отдела маркетинга или менеджеру по обслуживанию клиентов?

Давайте рассмотрим такой пример.

Ситуация первая.

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «А»:

«Мы заказывали 20 упаковок продукта „Х“, а нам привезли только 15».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке, выясняет наличие продукта на складе. Да, все верно — заказ на 20 упаковок, привезли 15, продукт на складе есть. Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки... Проблема решена.

Ситуация вторая

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «B»:

«Мы заказывали продукт „X“, а нам привезли продукт „Y“».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке. Да, все точно — заказан продукт «Х», привезли «Y». Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки... Проблема решена.

В обоих случаях проблема решена быстро, клиент «более или менее» доволен.

И никакие аналитические навыки не потребовались. Правильно? Правильно, но не совсем.

Показанное «оперативное» решение проблемы, может быть эффективным в краткосрочной перспективе. Но такой подход, не учитывающий причины возникновения проблемы, в долгосрочной перспективе оказывается совершенно несостоятельным. С такой моделью работы наш менеджер будет обречен на постоянное устранение ошибок отдела поставок. В то время как применение аналитического подхода поможет ему понять и устранить причины появления этих ошибок. Что приведет к снижению количества рекламаций и повышению качества обслуживания.

Таким образом, в любом виде деятельности применение аналитических навыков позволяет находить такие решения проблемы, которые устраняют саму причину ее возникновения.

Можно ли развивать аналитические навыки? Да, как и любые другие навыки.

Конечно, здесь нужно учитывать два фактора:

— текущий уровень развития навыка данного человека

— предельный уровень развития навыка (потенциал), задаваемый генетически

Чем больше разрыв между этими двумя уровнями, тем более результативными будут усилия по развитию навыка.

Мы с вами рассмотрим два основных подхода к развитию аналитических навыков и, соответственно, к повышению эффективности аналитической деятельности:

Упражнения

Инструменты

рис. 1. Два подхода к развитию аналитических навыков

Функцию упражнений могут выполнять любые профессиональные задачи, которые вы решаете с применением аналитического подхода. Это может быть составление бюджета, анализ продаж, планирование ассортимента,...

Конечно, для развития аналитических навыков можно использовать и формальные упражнения. Например, одно из упражнений, которые мы используем на тренинге — «Логическая цепочка»:

Упражнение «Логическая цепочка»

Задание: определите количество общеобразовательных школ в вашем городе.

Время на выполнение — 20 минут.

Вам нужно составить логическую цепочку, звеньями которой будет информация, хранящаяся в вашей памяти или производные от нее данные. Никакими дополнительными источниками (книги, справочники, журналы, Интернет, телевизор, звонок другу,...) пользоваться нельзя. Причем, лучше составить не одну цепочку, а несколько, и сравнить полученные оценки.

Возможный вариант цепочки:

— Численность населения города

— Какой процент составляют дети школьного возраста от общей численности населения

— Среднее количество учеников в классе

— Среднее количество классов в школе

— Количество школ в городе

И, конечно, классический вариант упражнений для развития аналитических навыков — бизнес-кейсы.

Как видно из рис. 1, грамотное применение инструментов позволяет кардинально усилить природные способности и добиться выдающихся результатов.

Обзор инструментов мы с вами начнем с Алгоритма анализа ситуации.

Алгоритм анализа проблемной ситуации:

- Цель, критерии выполнения

- Информация

- Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

- Варианты решений — Рабочая гипотеза

- Проверка гипотезы — Информация

- Принятие решения

Давайте подробнее обсудим элементы алгоритма.

1 Цель, критерии выполнения

Прежде чем начинать исследование ситуации, необходимо определить, какова цель данного исследования, какой результат вы хотите получить. На этом этапе важно не только сформулировать цель, но и понять, каковы критерии ее выполнения, определить, с помощью каких индикаторов вы сможете узнать, насколько успешно выполняется поставленная задача.

Например:

Компания «Х» занимается производством и продажей продукции «Y».

Компания находится на грани банкротства — количество клиентов сократилось, объем продаж снизился, средств на счетах не хватает на текущие расходы.

Цель анализа: понять причины сложившейся ситуации, определить действия, необходимые для вывода компании из кризиса.

Критерии достижения цели: намеченные шаги должны обеспечивать определенные плановые показатели по таким параметрам, как:

— оборот

— прибыль

— движение денежных средств (cash flow)

2 Информация

На данном этапе вы выполняете первую операцию, указанную в определении аналитического подхода — «разделение предмета, явления, проблемы на составные части».

Для компании «Х» из нашего примера можно выделить такие составляющие:

— рынок

— продукт

— продажи

— клиенты

— управление финансами

Теперь следует перейти к сбору информации, описывающей проблемную ситуацию, структурируя ее по выделенным направлениям.

Инструмент, который будет очень полезным на данном этапе — принцип MECE.

Принцип MECE — Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive

(Взаимно Исключающие, Совместно Исчерпывающие — ВИСИ).

Данный принцип требует, чтобы составляющие, которые вы выделяете при анализе проблемы, удовлетворяли двум условиям:

— между частями не должно быть пересечений (они должны быть взаимно исключающими)

— если сложить все части вместе, проблема будет описана полностью (части являются совместно исчерпывающими)

3 Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

Цель данного этапа — создать упрощенную модель проблемной ситуации и перейти от хаоса огромного количества фактов с неопределенными взаимосвязями к системе с небольшим количеством понятных закономерностей.

От вас требуется из всего многообразия собранных фактов выделить наиболее важные с точки зрения выполнения поставленных задач. Ключевые факторы — это факторы, которые оказывают наибольшее влияние на критерии достижения цели (в нашем примере это влияние на оборот, прибыль и движение денежных средств).

4 Варианты решений -> Рабочая гипотеза

После построения модели проблемной ситуации вы готовы к тому, чтобы начинать поиск вариантов решений, которые приведут к достижению поставленной цели.

Например (для компании «Х»):

Повышение оборота можно получить за счет расширения ассортимента, снижения цены, улучшения качества продукта, расширения дистрибьюции, усиления рекламной поддержки и т. д.

Каждый вариант решения должен учитывать все критерии достижения цели, то есть, в нашем случае, кроме увеличения оборота должны выполняться условия увеличения прибыли и оптимизации движения денежных средств.

Из нескольких вариантов решения в качестве рабочей гипотезы следует выбрать один, наилучшим образом удовлетворяющий всем заданным критериям.

5 Проверка гипотезы -> Информация

На данном этапе вы предполагаете, что выбранная вами рабочая гипотеза — оптимальное решение для улучшения ситуации. Как это проверить? Нужно снова заняться сбором и обработкой информации, чтобы подтвердить или опровергнуть те предположения, на которых строится выбранное вами решение.

6 Принятие решения

Если данные, которые вы получили на предыдущем шаге, соответствуют вашим ожиданиям, рабочая гипотеза становится результатом вашего анализа — вы определили набор действий, которые должны привести к достижению цели. Окончательной проверкой ваших рекомендаций будет применение их на практике и контроль ключевых параметров (оборот, прибыль, движение денежных средств).

Если полученные данные не соответствуют вашим ожиданиям, следует вернуться на шаг 4 (Варианты решений -> Рабочая гипотеза), снова рассмотреть возможные варианты, сформулировать следующую рабочую гипотезу и двигаться далее по алгоритму.

SWOT-анализ

— еще один инструмент, повышающий эффективность аналитической работы.

Техника SWOT-анализа был предложена профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году.

Аббревиатура расшифровывается следующим образом:

· Strengths (Силы)

· Weaknesses (Слабости)

· Opportunities (Возможности)

· Threats (Угрозы)

В качестве предмета SWOT-анализа может выступать компания, рабочая группа, предлагаемое решение и т. д.

рис. 2. Факторы SWOT-анализа

Факторы SWOT-анализа

Силы и Слабости — это внутренние характеристики организации, на которые она может повлиять.

К внутренним факторам относятся:

— Персонал

— Ресурсы

— Операции

— Маркетинг

— Менеджмент

Возможности и Угрозы связаны с характеристиками внешней среды, на них организация непосредственно повлиять не может.

К внешним факторам относятся:

— Социальные

— Технологические

— Экономические

— Политические

SWOT-анализ предлагает вам готовую структуру для исследования.

Фактически, здесь уже выполнены две основные операции, указанные в определении аналитического подхода:

— разделение предмета, явления, проблемы на составные части

— выделение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

От вас требуется только наполнить предложенную структуру конкретными данными и проанализировать полученную модель.

Логическое дерево

— удобный инструмент визуализации всего процесса анализа и особенно этапа выделения ключевых факторов и взаимосвязей.

Пример Логического дерева представлен на рис. 3.

Вы начинаете его строить сверху вниз, помещая в самый верхний прямоугольник цель анализа. Соответственно, каждый следующий уровень дерева — это направления/действия, которые вносят свой вклад в достижение поставленной цели.

рис. 3. Логическое дерево

Количество уровней по каждой ветви дерева определяется необходимой вам степенью детализации. Построив логическое дерево, вы получите не только наглядную модель для анализа, но и готовую схему для презентации его результатов.

В данной статье мы с вами кратко рассмотрели два подхода к развитию аналитических навыков и к повышению эффективности аналитической деятельности.

Конечно, инструменты, о которых мы поговорили — это лишь малая часть того, что успешно применяется в процессе анализа.

Более подробно ознакомиться с данной темой вы можете на сайте www.colloquium.ru

[1] Итан Расиел, «Метод McKinsey». Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005 г. [2] ru.wikipedia.org

Исочник: Trainings.ru 

Комментарии

Well I guess I don't have to spend the weekend fiignurg this one out!

Satomi, 29 мая 2014

wh0cd6292168 <a href=http://augmentin24.us.org/>augmentin</a> <a href=http://effexor24.us.org/>Effexor</a> <a href=http://celexa247.us.org/>buy celexa</a>

ErickDut, 8 июня 2017

Написать комментарий

captcha