ЗарегистрироватьсяВойти

Лучшие компании по развитию лидерства: быть, а не казаться

Анна Пихота, 12 января 2011

В январском номере журнала "Управление персоналом" вышла статья по итогам исследования компании "Амплуа". Рассказываем о лучших практиках развития лидерства в Украине.

Кризис стал лакмусовой бумажкой для многих руководителей. Переоценка лидерских качеств и задач будущих лидеров привела к интересным и даже неожиданным результатам. Успешные компании продолжают вкладывать средства в развитие лидеров и ждут от них результатов. Сегодня важно не просто работать над лидерскими качествами сотрудников, а воспитывать потенциальных руководителей будущего.

Как предугадать потребности бизнеса? Кто такой лидер сегодня? На эти вопросы отвечают лучшие мировые и отечественные практики. 20 лучших компаний в развитии лидеров по версии Business Week и Hay Group GE – это GE, Southwest Airlines, 3M, P&G, Accenture, Wal-Mart, Nestle, Coca-Cola, McDonalds, Infosys, IBM, Cisco, UPS, IKEA, ABB, Zappos, HP, Goldman Sachs, Unilever и General Mills. Корпоративные системы обучения данных компаний заточены под потребности бизнеса и комплексно развивают навыки персонала с учетом прогнозов экономической ситуации.

В 2010 году компания «Амплуа» впервые провела исследование «Лучшие компании по развитию лидерства 2010» в Украине и России. Западные исследования крайне редко включают эти страны в свои обзоры. Практики же зарубежных компаний дают такие кейсы, которые нужно творчески переосмысливать в попытке внедрить подобные решения в наших условиях. Анализ условий и решений компаний, работающих на рынке Украины и России, показывает реалии нашей бизнес среды. Именно такое исследование дает возможность определить портрет лидера для Украины и России.

Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе проводился опрос трех целевых аудиторий: сотрудников украинских (российских) или международных компаний, которые работают на украинском (российском) рынке, HR-директоров или руководителей департаментов по обучению, ведущих экспертов в области развития лидерства. В результате опроса были выделены 5 компаний в России и 6 компаний в Украине, которые были упомянуты наибольшим числом респондентов. На втором этапе специалисты «Амплуа» лично встречались с представителями этих компания и проводили глубинные интервью, цель которых – получить практические кейсы.

Лучшие компании по развитию лидеров в Украине и России  

Украина Россия
Coca-Cola Mars
Kraft Foods Ukraine Procter&Gamble
British American Tobacco Ukraine Coca-Cola
Japan Tobacco International Ukraine МТС
KyivstarMars Google
   

*Компания Марс и Киевстар набрали равное число голосов участников опроса

В чем секрет успеха? Исследование показало, что все топ-компании объединяет ряд особенностей, которые дают возможность говорить об особом подходе к развитию лидеров.

  •  Системный подход к развитию лидеров

Ни одна компания не добилась успеха хаотичными действиями. Все программы были тщательно продуманы. Каждый курс связан с предыдущим и гармонично подводит к следующему. А главное – успешные практики создавались годами. Компании хорошо понимали, что долгосрочный успех требует долгосрочных инвестиций, и не требовали сиюминутных результатов.

Основой для построения стратегии развития лидеров, например, в компании Марс является постулат о том, что каждый сотрудник является талантом. Соответственно, система развития талантов - это, с одной стороны, часть глобальной стратегии компании, а с другой стороны - часть стратегии каждого подразделения (например, Марс Украина). Основой успеха развития лидеров является стабильность и непрерывность функционирования системы. На ежегодной основе анализируются потребности в развитии сотрудников. С помощью годовой оценки и соответствия ее результатов корпоративной модели компетенций, разрабатывается план обучения для каждого сотрудника.

Стратегия лидерства также описана в пределах мировых стратегий компании Kraft Foods, которые привязаны к специфике бизнеса. Сначала разрабатываются стратегии развития бизнеса компании, а затем стратегии развития персонала и лидерские концепции (которые в свою очередь поддерживают бизнес-стратегии). «Как крупная корпорация, в первую очередь, мы идем путем постоянного развития и освоения новых территорий, стремясь быть лидером (номером один) во всех категориях», - Оксана Семенюк, директор отдела человеческих ресурсов Kraft Foods, Украина и новые рынки Восточной Европы и Центральной Азии. Концепция развития лидеров всегда тщательно выстраивается и внедряется, гармонично соединяя корпоративные стандарты, мировую практику и уникальный опыт Украины.

Для компании «Киевстар» наиболее важным фактором развития лидерства является соответствие его стратегии компании: необходимо иметь четкое представление о том, какую добавленную стоимость принесет реализация проекта развития лидеров. Определить данное соответствие можно с помощью долгосрочного прогноза и планирования. Суть заключается в создании культуры, которая растит лидеров, способных предвидеть будущее компании, определить стратегию его достижения, вдохновить и повести за собой команду.

  •  «Вирус лидерства»

Долгосрочность программ развития лидеров предусматривает такое свойство системы, как возможность самостоятельного возобновления. То есть, на определенном этапе развития персонала ценности лидерства становятся неотъемлемой частью каждого. И сотрудники в общении друг с другом поощряют развитие данных ценностей. Соответственно, даже новые сотрудники в компании, которые не проходили специальную подготовку, подхватывают лидерство, которое витает в воздухе как вирус.

Развивая своих лидеров, одним из главных приоритетов Kraft Foods поставила воспитание лидеров изнутри. Сотрудники на топ-позициях, пришедшие из других компаний, встречаются гораздо реже, чем «свои». Это объясняется тем, что «свои» лидеры лучше адаптированы к работе в корпорации и постепенно достигают высоких результатов, развиваясь в компании. Соответственно, руководство компании уверенно в своих менеджерах на 100%.

  •  Культура лидерства в компании

Вирус лидерства гармонично развивается, если его основные принципы сочетаются с остальными принципами деятельности компании. Соответственно, ценности лидерства постепенно входят в основу ценностей бизнеса, прописанных в корпоративной культуре.

Культура лидерства в компании Марс ориентирована, в первую очередь, на сотрудничество и командную работу. Руководители компании уверены, что достижение выдающихся результатов, а соответственно и рост прибыли бизнеса, достигается путем совместных усилий лидера и его команды.

Развитие лидерства – неотъемлемая часть корпоративной культуры, поскольку оно является одним из ключевых конкурентных преимуществ компании.

  •  Результаты ощутимы в компании

Лидерство как компетенцию развивают с четкой целью. Как правило, цель лидерства у каждой компании заложена в его определении. Поэтому на рынке обучения персонала до сих пор нет универсального подхода к феномену лидерства, как и нет четкого описания его составляющих. А ведь именно цель – это и есть тот результат, который должны обеспечить лидеры.

Развитие лидеров в компании Kraft Foods своей целью ставит подготовку талантливых сотрудников, которые будут способствовать росту глобального бизнеса компании. Ответственность за программы развития лидеров целиком и полностью лежит на плечах HR-отдела. В Kraft Foods HR несет непосредственную ответственность за результаты бизнеса. «Мы четко понимаем, каких результатов нужно достичь», - констатирует Оксана Семенюк. HR-директор входит в совет директоров компании и имеет непосредственное влияние на деятельность компании.

  •  «Сарафанное радио» на рынке

Большинство успешных компаний получили признание благодаря большому количеству специалистов, которые работая с компанией в том или ином формате, не могли не заметить особенного подхода к лидерству. Хотя сами компании при этом достаточно редко позиционировали себя именно как лидеров. Чаще встречаются формулировки в стиле «настоящий профессионал».

Оксана Семенюк считает, что к «важным показателям успеха системы развития лидеров стоит отнести такие качественные показатели: сколько воспитанных в компании лидеров работают на топ-позициях в других компаниях, сколько таких людей стали лидерами международного уровня, сколько развивают новые рынки. А воспитанники Ktaft Foods успешны, как в Украине, так и на международном уровне».
Об успехе программы развития лидеров свидетельствует признание достижений компании и ее топ-менеджеров, которые являются победителями и лауреатами всевозможных конкурсов и рейтингов. Так, «Киевстар» неоднократно был признан лучшим мобильным оператором, наиболее динамично развивающейся компанией и наиболее инновационной компанией. В 2007 году компания стала самым дорогим брендом в номинации FMCG согласно рейтингу «Гвардия брендов».

  •  Нет целенаправленного PR, но открыты к обмену опытом

Для коммуникации с общественностью и с собственным персоналам компании редко использовали ценности лидерства в качестве особого информационного повода. Большинство информации для внешней среды редко содержат упоминания о лидерских характеристиках персонала. А коммуникация внутри компании происходит в привычном ключе, без лишнего упора на уже давно природные качества сотрудников.

Особые PR усилия для продвижения программ лидерства в Марс не прилагаются - все происходит в рамках обычной корпоративной коммуникации.

Процесс развития лидерства в «Киевстар» сопровождается масштабной коммуникационной кампанией как для обучающей программы. Для ее реализации используется все доступные каналы и форматы. В компании ежегодно проходит исследование уровня удовлетворенности персонала. Среди индикаторов замеряется лидерский индекс каждого руководителя компании. «Ко многим факторам успеха мы пришли методом проб и ошибок, постепенно превращая барьеры в критерии успеха», – комментирует Анна Логвиненко.

Сравним лучшие практики
Сравнивая практику развития лидеров в Украине и России с успехами западных коллег, следует отметить самые интересные моменты. Проблемы, связанные с обучением топ-менеджеров в странах СНГ, оставили след и в развитии лидерства. Большинство руководителей действительно поддерживают культуру лидерства в собственных компаниях, но в то же время крайне редко готовы изменить собственные принципы работы. В западных компаниях именно высшее руководство обучается лидерству более 25 дней в году.

Западная концепция лидерства отличается своей гибкостью и динамичностью, что дает возможность реагировать на различные вызовы из вне. В наших же реалиях культура лидерства более-менее устойчива, что обеспечивается более жесткими принципами лидерства и прописанными характеристиками лидеров. Поэтому нам чаще приходится говорить о новых лидерах, вместо того, чтобы изначально воспитывать не конкретные навыки у сотрудников, а желание постоянно развиваться и искать новые возможности. Хотя в лучших практиках компаний и заложена связь лидерства с задачами бизнеса.

И о деньгах. На развитие лидеров на западе предусмотрены отдельные бюджеты. Компании, работающие на рынке Украины и России, вынуждены выделять до 50% из общего бюджета на развитие персонала.

Характеристики лидеров
Очерчивая основные качества лидеров будущего, компании чаще всего упоминают такие компетенции:
1. Отношение к людям
2. Приверженность к ценностям компании
3. Умение вдохновить
4. Разноплановость лидеров
5. Готовность к изменениям

Лидеры – это в первую очередь те сотрудники, которые на только самостоятельно умеют сохранять баланс между работой и личной жизнью, но еще и чистосердечно могут помочь в этом другим. Вдохновение для лидера – не только не пустой звук, а на самом деле – обязательная составляющая любой работы. Сотрудники, любящие свое дело, смогут найти оптимальное решение проблем в любой ситуации.

Индекс лидерства
Следующим шагом компании Амплуа в развитии исследования практик воспитания лидеров является проект создания Индекса лидерства, который учитывает следующие принципы сотрудников:

  1. Я понимаю, что значит быть лидером в моей компании;
  2. Я понимаю, что ожидает от меня моя компания;
  3. Я могу честно и открыто выражать свое мнение в компании;
  4. Культура нашей компании способствует раскрытию лидерского потенциала каждого;
  5. Менеджеры в нашей компании – эффективные лидеры;
  6. У нас достаточно внутренних квалифицированных кандидатов, способных занять лидерские позиции;
  7. В компании меня привлекают возможности собственного роста и развития.

Мы открыты к вашим идеям и пожеланиям. Давайте заглянем в будущее вместе?

Open publication - More training 

Комментарии

wh0cd5317229 [url=http://levitraprice.us.com/]Levitra Price[/url] [url=http://sildenafil100mg.us.com/]where to buy sildenafil citrate[/url] [url=http://genericlexapro.us.com/]visit this link[/url]

ErickDut, 21 июня

Написать комментарий

captcha