ЗарегистрироватьсяВойти

Нас не накроет лавиной. О конфликтных ситуациях в коллективе

Анна Пихота, 2 марта 2011

В бизнесе мы привычно говорим о достижении вершин, но редко представляем себе правильный спуск. Законы экономики неумолимы: за каждым подъемом следует если не падение, то небольшой спад. И задача HR — сделать его безопасным для сотрудников. В этом материале мы рассмотрим природу возможных конфликтов в коллективе на примере снежных лавин.

Природа лавины проста: снег, лежащий на склонах гор, при смене погодных условий перестает быть устойчивым и под воздействием силы тяжести стремительно падает вниз. Снег ложится слоями, которые под воздействием солнца могут уплотняться и соединяться между собой. Если слои крепко сцеплены, то при столкновении с внешней силой они, скорее всего, останутся недвижимыми. Если же сцепление слабое, то верхний слой может уйти вниз и потянуть за собой остальные. В коллективе действуют те же принципы: всегда есть сотрудники, которые боятся перемен, и, естественно, есть те, кто искренне радуется новому. Если сотрудники дорожат коллективом и отлично взаимодействуют друг с другом, при воздействии внешних сил на одну часть персонала устойчивой останется вся система. Функции более загруженных сотрудников могут выполнять их коллеги. Действуя сообща внутри компании, можно противостоять угрозам извне.

Когда сходит лавина, несущаяся вниз снеговая масса захватывает на своем пути новые порции снега и не останавливается до тех пор, пока не встретит на своем пути противоположный склон долины или обширный пологий участок склона. Если допустить развитие проблемы, можно потерять не только ту команду, которая с ней не справилась, но и других сотрудников. Причем эти потери практически непрогнозируемые.

Лавины никогда не бывают случайными. Их появление всегда связано с определенными причинами. Сложность факторов, влияющих на их сход, не позволяет даже профессионалам фрирайдинга (любителям спуска по непрокатанным склонам) с полной уверенностью оценивать устойчивость и стабильность снегового покрова. То же самое мы как профессионалы в управлении персоналом можем сказать и о причинах конфликтов в коллективе. Каждая ситуация по своей сути уникальна. И крайне сложно в поисках возможностей предотвратить конфликт определить точку, с которой все началось.

Культовая фигура фрирайдинга Джереми Джонс (Jeremy Jones) считает, что множества смертей в горах можно было бы избежать, если бы фрирайдеры умели фиксировать и обобщать ключевые признаки лавин. Он определил 5 принципов, которых стоит придерживаться при каждом выезде в горы. Соответственно, мы предлагаем поговорить о 5 принципах работы с персоналом в условиях изменчивой бизнес среды:

1. Свежий снег. В 90% случаев лавины сходят в течение 24 часов после сильного снегопада. Такой снег слишком чувствителен и нестабилен, потому катание на нем — это всегда высокий и неоправданный риск. Бывает, что очень хочется немедленно приступить к делу после долгого снегопада, но первый ясный день лучше провести на безопасных трассах.

Неустойчивее всего к переменам новые сотрудники и недавно образовавшиеся команды. Если перемены в бизнесе требуют решительных действий, лучше начать их с уже сплоченных команд и надежных, проверенных сотрудников. Например, отвечая на потребности клиентов, банк вводит новую систему проведения платежей. Кассиров нужно обучить работе с новой программой. Введение новой программы будет постепенным, начиная с главного офиса. Всех кассиров сразу обучить нельзя. Должен же кто-то продолжать работать с клиентами, пусть и при помощи старой программы. Кого выбрать для обучения в первую очередь? Обучая новых сотрудников, вы рискуете перегрузить их информацией, которую они получают в данный момент и без того с удвоенной нагрузкой. Начните обучение с самых лояльных и опытных специалистов. Они, скорее всего, на вашей стороне и смогут предложить способы модернизации и улучшения этапов своей работы.

2. След сошедшей лавины. Если на склоне заметны следы сошедших пластов снега — это значит, что для схода лавины на этом участке даже не требуется человеческое вмешательство. На таких склонах нужна исключительная внимательность и осторожность.

В каждой компании есть свои зоны риска. Конфликт между сотрудниками производства и маркетинга, например. Ситуация, знакомая многим: только отладили линию для одного продукта, как уже снова пора все менять для новых изобретений. Если изменения бизнеса заставляют менять подходы к производству и маркетингу, постарайтесь не сталкивать эти команды друг с другом. Разграничьте их зоны ответственности и очертите поле взаимодействия, в котором они должны сами выработать правила игры. Не стоит задавать им жесткие рамки, но стоит объяснить ценность коллективного результата.

3. Снег отслаивается и потрескивает. Если широкий снеговой пласт гулко отслаивается, но не сползает, — это значит, что склон довольно пологий. Если бы его наклон был круче, лавина обязательно бы пошла вниз. Еще одним признаком отслоения являются мелкие трещины, которые возникают в снегу при движении.

В управлении персоналом тоже есть тот угол наклона, который позволяет сохранить единство команды. Нарушение этого баланса мгновенно приводит к нежелательным процессам. Следует обратить внимание на следующие вещи: передают ли сотрудники друг другу необходимую информацию (можно попросить одного рассказать остальным важное сообщение от HR-службы), соглашаются ли они с решением руководителя, обсуждают ли решения в команде, обедают ли вместе. Самый эффективный способ — личное общение с членами команды. Обратив внимание на недопонимание в команде, всегда можно объяснить важность коммуникации и предотвратить конфликт.

4. Резкий рост температуры. Лавиноопасной температуры не существует. Тем не менее, если по сравнению со вчерашним днем вы наблюдаете существенный температурный рост, катание будет чрезвычайно опасным.

Любое изменение в отношениях внутри команды играет роль. Будь это резкая ненависть или чрезмерное добродушие, следует отнестись к нему внимательно. Каждое решение, каждое изменение, пусть даже на первый взгляд не самое важное, может кардинально изменить поведение людей. Недавний пример компании Nokia показывает, что подписание одного договора с новым партнером без глубокой коммуникации внутри компании может привести к забастовкам и кризису для бизнеса в целом.

5. Сильные порывы ветра, которые сдувают снег. Если сильный ветер сдувает снег и переносит его на другие склоны, их состояние может быстро меняться в лавиноопасную сторону.

Изменения бизнес среды могут влиять на отдельных представителей коллектива. Например, на рынок приходит транснациональная корпорация и объявляет о наборе персонала. Эта компания может и не быть прямым конкурентом для вашей компании, но ее мощная кампания по набору персонала может стать тем ветром, который унесет и из вашего коллектива ценные кадры. Действовать в этой ситуации можно двояко: защищаться от ветра, укрепляя внешнюю защиту, или же упрочнить внутреннюю структуру. Узнайте, чем может быть привлекательна работа для ваших сотрудников в новой компании, и введите необходимые меры для обеспечения их всем желаемым на текущем рабочем месте. Если же речь идет о карьерном росте, может, вашим квалифицированным специалистам действительно лучше стать директорами направлений. Если вы этого в своей компании им обещать не можете — отпустите, но подготовьте замену.

Каждый спортсмен проходит сложную трассу по-своему, но он всегда знает основные правила безопасности. Подумайте, какие еще правила следует соблюдать, чтобы эффективно действовать в нестабильной бизнес — среде и обезопасить сотрудников от ее негативного влияния. Эти правила могут спасти жизнь компании.

Больше материалов рубрики "Посмотри вокруг"

Написать комментарий

captcha