ЗарегистрироватьсяВойти

Как из команды звезд сделать звездную команду? Александр Бражник об истинном лидерстве.

Анна Пихота, 27 июля 2011

7 июля 2011 года в рамках Киевского международного фестиваля тренинга на мастер-классе одного из российских гостей, сертифицированного тренера Центра креативного лидерства (CCL) Александра Бражника участники рассмотрели актуальную тему развития лидерства на примере эффективных практик, работающих в прогрессивных компаниях мира.

Один из организаторов Марс Университет (Москва) и руководитель отдела развития лидерства сам придерживается позиции, что Fun – это очень важно в работе! Александр уверен, что обучение невозможно, если люди не улыбаются. Также, по его мнению, лидерство можно развивать, но до определенных приделов. Так называемый стеклянный потолок все же существует. Далеко не все доходят до максимального использования своего потенциала, хотя могли бы.

Первое упражнение, которое Александр предложил участникам мастер-класса – это работа с карточками Visual Explorer. Каждый должен был подойти к столу и выбрать две карты. Карты – это своеобразные ассоциации. В чем компания эффективна – первая ассоциация и первая карта, что можно делать по-другому – вторая ассоциация и карточка.

Затем всю аудиторию поделили на команды по 6-10 человек, в которых участники обсуждали свои ассоциации и карты. Каждая команда должна была в финале представить всего несколько карт, которые наиболее удачно выражают те эффективные стороны компании и зоны роста, которые действительно проявляются в реальности. На фестивале тренинга команды были сборные по своему составу.

Когда это упражнения проводится в рамках корпоративного тренинга, оно выполняет еще и функцию обсуждения виденья компании разными сотрудниками, которые возможно работают в одной команде, но воспринимают реалии компании по-разному. Таким образом, Александр дает возможность команде обсудить возможности компании и их собственные, не называя вещи своими именами. Порой ведь из команды звезд не так просто сделать звездную команду.

Тренер объяснил свое виденье лидерства: «Лидерство – это влияние на людей для достижении цели. Если человеку не продать в хорошем смысле слова идею цели, то достичь ее будет очень сложно. Звучит просто. В реализации – очень сложно. Кому-то удобнее давать команды, кому-то удобнее создавать гармонию. Но и те и другие проваливаются – лидер должен быть гибким и сочетать разные стили».

По словам Александра, для лидера самое важное – самоосознание и самопонимание. Изменить взрослого человека фактически невозможно. Лидер должен понимать себя, свои плюсы и минусы, и осознано работать с другими людьми. Доверять тем, кто лучше его ориентируется в специфических вопросах. Лидер не должен быть лучшим во всем, он делает команду лучших.

Александр выделяет два основных аспекта лидерства. Во-первых, лидерство всегда в глазах лидируемых (в глазах смотрящих). Лидер по-настоящему проявляется через восприятие его в команде. Для успешного лидера важно видеть цель, использовать нужные ресурсы и эффективно справляться с изменениями.

Во-вторых, лидерство всегда в контексте. Александр объясняет: «Если я эффективен как лидер в Газпроме, то, скорее всего, я не буду столь успешным топ-менеджером в западной компании, например FMCG. Разная культура лидерства. Если в первом случае важно давать указания и контролировать их выполнение, то во втором – этот номер не пройдет. Сотрудники, для которых важна свобода в принятии решения, не воспримут указ».

Самый эффективный метод увидеть качество своего лидерства – спросить у других, например по методике 360 градусов. Некоторые руководители настолько уверенны в том, как их воспринимают сотрудники, что когда они видят реальные ответы подчиненных в результате исследования «Как ты выглядишь как руководитель в глазах других?», на правду реагируют примерно следующим образом - «Вот суки!». На самом деле ведь в мире все очень просто: пойми, кто рядом с тобой, и научись с ним взаимодействовать.

Один из топ-менеджеров солидной корпорации получил обратную связь от коллег, что он много говорит и фактически не слышит того, что пытаются сказать ему. На следующий день он принес на работу большое поролоновое ухо. И постоянно обращал на него внимание. Даже сотрудники подхватили этот «якорь» и, когда лидер переключался в свой обычный режим – начинал говорить много, не слушая других, ему указывали на большое поролоновое ухо. Таким образом, лидер справился с собственной слабостью с помощью команды, при этом только укрепив свои лидерские позиции.

На сегодняшний день существует много бизнес-приложений для работы с лидерскими качествами. Среди них и MBTI, и FIRO-B (разработанная для американской армии, морского флота, о том, как формировать команду на подводную лодку), и CSI (change style indicator –о том, как реагировать на изменения).

Но в завершении любого тренинга для лидеров и их команд обязательно должна присутствовать сессия обратной связи. Участники должны дать друг другу информацию в определенном формате. Такое упражнение приводит к финальному плану развития.

Для участников мастер-класса Александр провел занимательное упражнение с фигурами. Команда из 20 человек с закрытыми глазами должна была понять, каких фигур и какого цвета не хватает в том комплекте, который в руках у членов. Каждый получил от 2 до 4 фигур разной причудливой формы. Подняв фигуру вверх, можно было уточнить у тренера, какого она цвета. Получилось очень забавно. По началу упражнение казалось очень сложным. Но постепенно участники выработали определенную стратегию описания фигур, уточнения у тренера цвета и попросили помощь одного из зрителей для записи результатов. Но, к сожалению, команда ошиблась с формой и цветом одной фигуры. Упражнение выполняли больше получаса. Самый успешный показатель по выполнению данного упражнения продемонстрировала одна команда, которая состояла из сотрудников одного отдела компании. Правильный ответ был дан менее чем за 15 минут.

Также Александр представил в действии инструмент Change Style Indicator (CSI) – тест типа личности, который показывает отношение к изменениям. Владельцы и разработчики инструмента Discovery learning считают, что есть три типа реакции на изменения: люди консерваторы, инициаторы и прагматики.

  • Консерватор в изменениях сохраняет то, что уже работало. Сохраняют ценности организации. Ему свойственно придерживаться эволюционного пути. Не любит революций. Первая реакция на изменения – отторжение. Часто коммуникацию начинает со слова «нет». Не предпочитает выделять ресурсы на исследования, инновации. Таким людям нужно и легко продавать изменения с помощью логики, цифр, статистики. Если они купили изменения – они дойдут с вами до конца.
  • Инициатор любит изменения в принципе, даже изменения ради изменений. Это энтузиасты, но на каком-то этапе им становится не интересно. Когда доходит до исполнения и рутины – становится скучно. Инициаторы спонтанны. Часто бросают начатое дело на полдороги.
  • Прагматик делает шаги навстречу людям – это переговорщик. Он тратит слишком много усилий на примирение обеих сторон. Эти люди стараются привлечь всех, договориться об одном видении в конечном итоге. Они тяжелые на подъем, нерешительны.

В компании всегда есть разные люди. Нужно правильно распределить роли. Но стоит помнить, что только один стиль всегда доходит до конца – консерватор.

Александр также раскрыл участникам мастер-класса свой взгляд на причины краха программ по развитию лидерства. Сотрудники HR-отдела часто считают, что провайдеры не понимают специфику бизнеса. Тренинговые компании в свою очередь полагают, что в HR просто не знают, чего хотят. А в результате не известно, что развивать, кто принимает решения? Многие работают по формуле «10-20-70»: 10% – самостоятельное обучение, 20% – обучаться у других, 70% – реальное выполнение конкретных проектов. Задача тренера – дать инструмент, задача компании - обеспечить конкретные проекты для развития навыков. Очень важную роль играет поддержка топ-менеджмента.

В мастер-классе Александр раскрыл лишь некоторые подходы к развитию лидерства. Их арсенал на данный момент достаточно широкий и позволяет выбрать подходящий для конкретной компании и команды.

1-2 августа 2011 года состоится открытый тренинг Александра Бражника «Навыки эффективной фасилитации». За подробной информацией о тренингах Александра Бражника обращайтесь в компанию «Амплуа»: +38044-287-287-0, lysak@amplua.ua, Алена Лысак.

Написать комментарий

captcha