ЗарегистрироватьсяВойти

Учителя по совместительству

HR-чтение, 23 сентября 2011

Автор: Александра Криницкая
Источник: журнал "Статус", № 35(205) от 05.09.2011

Тренинги, семинары и мастер-классы нередко проводят компании, основная деятельность которых вовсе не связана с коучингом. Помимо дополнительной прибыли организаторы таких мероприятий рассчитывают на знакомства с потенциальными клиентами, повышение квалификации партнеров и рост репутации компании в профессиональном сообществе. А для специалистов, успешно овладевших кроме своей специальности навыками коммуникации и обучения, независимые тренинги и семинары могут стать стабильным источником дохода и шагом к собственному бизнесу.

Чему учат
Чаще всего в тренинговом бизнесе пробуют себя компании, работающие в новых для нашего рынка или быстро развивающихся сегментах: маркетинге, PR, юриспруденции, финансах, а также связанных с интернетом. Считается, что устаревшие программы вузов не дают актуальных знаний в данных направлениях. В результате компаниям при­ходится самим заботиться о повышении квалификации со­трудников и партнеров. По словам Анны Пихоты, глав­ного редактора портала Trainings.ua (проект исследовательско-аналитической компании в сфере управления персоналом «Амплуа»), наиболее заинтересованы в обучении и развитии кадров компании FMCG-сектора, банки и страховщики, представители промышленного комплекса и розницы. В таких компаниях внутренние тренинговые центры дорастают до уровня корпоративных университетов. А в ТОП-5 методов обучения, помимо тренингов и семинаров, входят наставничество и менторинг, коучинг, электронное обучение, конференции и выставки.

«Преимуществом образовательных мероприятий для имиджа можно считать репутацию эксперта, которая формируется среди коллег и потенциальных клиентов», — подчеркивает Надежда Плахова, руководитель отдела развития бизнеса компании Promodo. По ее словам, уважение коллег позволяет получать заказы по рекомендациям. «Благодарность клиентов за то, что мы прикладываем много усилий, обеспечивает нам сотрудничество с крупными компаниями. После образовательных мероприятий у нас всегда появляются новые заказы, и с каждым годом их количество растет», — отмечает г-жа Плахова.

В PR-агент-ствах чаще концентри­руются на внутренних тренингах для команды, изредка приглашая на них и клиентов. «Мы делим тренинги на несколько типов. Первые — обмен опытом, когда та или иная рабочая группа рассказывает о своих навыках в осуществлении проектов. Вторые — тренинги приглашенных спикеров, специалистов из нашей или смежных областей (издатели, ме­диа-планеры, интер­нет-маркетологи, исследователи). И наконец, третий тип тренингов — так называемые skills trainings, которые проводят более опытные сотрудники по отдельным навыкам: от написания пресс-релизов или мониторинга онлайн-активностей до антикризисных компаний», — рассказывает Владимир Дегтярев, директор PR-агентства Starget.

Жесткая конкуренция привлекает к обучению и представителей более традиционных сегментов бизнеса. Так, с 2002 года в Украине действует учебный центр «Академия REHAU», созданный для обучения персонала компаний-партнеров. «Мы обучаем продавцов, монтажников и производственный персонал. К сожалению, система профессионального обучения в нашей стране не может предложить адекватных программ, скажем, для сборщика либо монтажника ПВХ-окон, и мы пытаемся восполнить этот пробел», — объясняет Владимир Мудрак, руководитель отдела прикладной техники направления ОСК компании REHAU.

Не корысти ради
Несмотря на успешную работу тренинговых центров, их организаторы не стремятся ставить обучение на коммерческие рельсы и конкурировать с коучинговыми компаниями. Например, PR-агентство Starget проводит семинары для сотрудников, клиентов и партнеров, но не собирается создавать отдельный тренинговый бизнес на основе этих проектов. «Сейчас в нашей бизнес-модели присутствуют только медиа-тренинги для клиентов, на которых мы учим их правильному общению со СМИ. Их задача — помочь более эффективно заниматься повседневной PR-деятельностью нам и клиенту, но в структуре услуг доля медиа-тренингов мизерная, и в ближайшей перспективе открывать тренинговое направление мы не планируем», — комментирует Владимир Дегтярев.

Компания REHAU также обучает партнеров совершенно бесплатно. «Академия REHAU действует в рамках общей корпоративной системы обучения, — уточняет г-н Мудрак. — Многим нашим партнерам в нынешних условиях сложно выделять бюджеты на обучение сотрудников, и наши программы для них хорошее подспорье. Обучая партнеров основам продаж и ведения бизнеса, вопросам построения системы управления качеством на производстве, мы «выращиваем» успешных и лояльных клиентов, увеличивая обороты из года в год».

В качестве инвестиций, а не способа получить сиюминутную прибыль, рассматривают тренинги и в компании Promodo. «Профессиональные тренинги должны вести специалисты, работающие с реальными проектами, — подчеркивает Надежда Плахова. — Мы не считаем необходимым объединять этих специалистов в команду отдельной тренинговой компании, к тому же вряд ли это получится сделать не в ущерб основному бизнесу».

Примеры создания отдельных тренинговых компаний в рамках бизнес-структуры чаще встречаются в крупных холдингах. Так, в Unitrade Group была создана консалтинговая компания «Бизнес-зона» (B.zone), начавшая свою деятельность серией тренингов для холдинга.

Сам себе семинарист
Сотрудники, задействованные в обучающих программах в качестве тренеров и овладевшие необходимыми коммуникационными навыками, вполне могут организовать собственные тренинги, сделав их источником дохода. Залог успеха — коммуникабельность, профессиональные связи и опыт. Так, владелица «Школы успеха» Марина Фоменко 15 лет проработала в бизнесе, связанном с продажами промышленного оборудования. Созданные за это время собственные методики легли в основу ее тренингов.

Среди лекторов немало бывших педагогов и преподавателей вузов. Лилия Недоступ по образованию педагог, более 10 лет работала в сфере рекламы и маркетинга, а ныне она — childfree (от англ. свободные от детей, добровольная бездетность), консультант, психолог и коуч. «Решение уйти в свободное плавание пришло спонтанно. Внутренне я была готова, но внешние факторы не давали возможности это осуществить, — пишет о себе г-жа Недоступ. — Я почти год совмещала работу в офисе и частную практику в качестве коуча и тренера. Потом поняла, что нельзя распылять свои усилия: получила образование психолога, и уже назад дороги не было». Кроме своего сайта Лилия ведет страницу в Facebook, где, помимо прочего, анонсирует мероприятия, приглашая на них всех желающих.

Знания за деньги можно успешно предлагать и в других сферах. Так, Андрей Бурлуцкий, артист Национальной филармонии Украины и лауреат всеукраинских и международных конкурсов чтецов, создал свою «Мастерскую Голоса», которая пользуется спросом не только среди представителей шоу-бизнеса, но и менеджеров, заботящихся о развитии своих профессиональных качеств.

Для среднего и малого бизнеса организация и участие в тренингах и отраслевых семинарах — инвестиция в будущее своей компании. Это один из сравнительно недорогих способов заявить о себе как об эксперте, способствующем развитию рынка. Образовательный контекст повысит узнаваемость и доверие к бренду, поможет найти серьезных, заинтересованных в своем развитии клиентов и партнеров. А специалистам выступления на тренингах и семинарах дадут возможность повысить свою профессиональную ценность и заложить фундамент для частной практики.

Написать комментарий

captcha