ЗарегистрироватьсяВойти

Как использовать бенчмаркинг для повышения эффективности работы корпоративной системы обучения

HR-чтение, 25 января 2012

С каждым годом все больше компаний в Украине и России присоединяется к участию в бенчмаркинге корпоративных систем обучения. Но не для всех компаний выгоды бенчмаркинга очевидны, а сам процесс - дело трудоемкое.


Компания «Амплуа» проводит бенчмаркинг корпоративных систем обучения Trainings Index уже шестой год. Для меня, как специалиста, непосредственно занимающегося проектом и маркетолога по образованию, применимость бенчмаркинга и его выгоды очевидны.


Мне бы хотелось предложить несколько практик, как HR и T&D специалисты могут использовать бенчмаркинг для повышения эффективности системы обучения и развития персонала.


1. Определение состояния корпоративных систем обучения (сравнение себя с рынком, определение сильных и слабых сторон системы обучения)

При сравнении с рынком важно:

  • Определить цель - зачем мы хотим сравниться. Хотим ли мы действительно что-то исправить?
  • Определить «стратегию» сравнения: мы будем сравнивать себя с «средним по рынке» или сравнивать себя с лучшими по показателям?

Например, Trainings Index позволяет провести функциональный бенчмаркинг, так как в его основе сравнения корпоративных систем обучения по функциям систем обучения. При этом вы можете сравнивать себя с рынком, можете сравнивать себя с лучшими компаниями (секторами) по функциям, можете сравнивать себя со своим сектором.


Сравнение со «средним по рынку» несет следующую информацию – если большинство компаний развивает определенную функцию, значит это общепринятая практика на рынке. Если в вашей компании нет этой практики, надо подумать почему. Возможно, ее стоит внедрить.


Если же лучшие компании развивают определенную функцию (победители премий, эксперт) – можно считать это не просто лучшей практикой, но эффективной практикой и взять за основу.


При сравнении усредненных данных по бюджету, по затратам на обучение надо быть внимательным и не воспринимать эти средние цифры как руководство к действию. Средние бюджеты на человека только показывают состояние рынка обучения и развития персонала, если хотите, его развитость и ничего более. Для принятия решений стоит воспользоваться данными схожих с вашей компаний по количеству человек и / или отрасли.


Итак, для эффективного бенчмаркинга смотрите:

  1. Что принято на рынке, присутствует ли эта функция у вас и развита ли она в достаточной степени.
  2. Что делают компании - эксперты в обучении и развитии персонала. Эту практику следует взять на вооружение как лучшую практику и эффективную практику.
  3. Показатели компаний вашей отрасли. Это наиболее эффективная база для сравнения.
  4. Показатели на человека: эта информация может служить основой для принятия решений об инвестициях в обучение и развитие персонала.

В результате, вы определите:

  • Сильные и слабые стороны оперативной деятельности корпоративных систем обучения
  • Лучшие практики и новые идеи для совершенствования процесса обучения
  • снову для принятия управленческих решений. Например, формирование бюджета.


Пример и вопрос для самооценки:
Вопрос «Как обучать и развивать топ-менеджеров?» всегда актуален. Компании постоянно находятся в поиске эффективных практик и новых идей.
Результаты Trainings Index’11 показывают, что с топ-менеджментом компании предпочитают особо не экспериментировать: либо компании используют метод, который себя зарекомендовал на рынке как «безопасный» и относительно эффективный, либо не используют.

ТОП 3 самых популярных методов обучения и развития топ-менеджеров в 2010 году:

  • Тренинги и семинары внешних поставщиков T&D услуг (77%)
  • Коучинг (46%)
  • Конференции и выставки (23%)

А как своих топов развиваете вы? Используете ли вы те же самые методы или другие?


2. Разработка или уточнения KPI (ключевых показателей эффективности) оперативной деятельности системы

Сама подготовка к бенчмаркингу и заполнение анкеты БМ очень структурирует и заставляет по-новому взглянуть на KPI, которые приняты в компании. А нужны ли нам KPI, которые мы меряем? Не стоит ли нам добавить какие –то еще?
На основе БМ можно установить оперативные KPI системы.


Пример и вопрос для самооценки:
«Амплуа» выделяет функцию взаимодействия с провайдерами как одну из 11 обязательных функций КСО. Функция «Взаимодействие с провайдерами» реализуется эффективно, если компании:

  • Имеют стратегию управления провайдерами
  • Проводят регулярный мониторинг рынка тренинговых услуг
  • Используют прописанную процедуру тендера
  • Занимаются регулярным развитием провайдеров
  • Оценивают эффективность работы с провайдерами

По данным Trainings Index’11 в 2010 году:

  • 53% компаний проводят регулярный мониторинг рынка тренинговых услуг
  • Стратегию управления провайдерами имеют 42% компаний
  • Процедура тендера используют регулярно 40% компаний
  • Регулярным развитием провайдеров занимались 20% компаний
  • Оценку эффективности работы с провайдером проводили регулярно 60% компаний

Насколько регулярно ваша компания реализует каждую из функций? Если вы регулярно реализуете каждую из функций на 100%, с большой долей вероятности можно сказать, что ваша компания эффективно взаимодействует с поставщиками.

На основе БМ также можно разработать KPI для каждого сотрудника T&D департамента.


3. Постоянные самооценка и самосовершенствование

В основе бенчмаркинга лежит не просто наблюдение за потенциальным конкурентами или партнерами с целью выявления их методов и подходов к обучению и развитию персонала. В основе бенчмаркинга лежит философия постоянной оценки состояния системы обучения, тренингов и развития и регулярного наблюдения за лучшими практиками на рынке.

Бенчмаркинг может служить для того, чтобы установить: существует ли «слабое звено», неэффективный бизнес-процесс или наблюдается систематическая потеря эффективности функции обучения и развития в компании.

Возможна и другая ситуация, компания заранее знает, что ей надо улучшать. В этом случае БМ поможет определиться с ответом на вопрос «Как улучшать и что взять за лучшую практику?»

После того, как проблемная зона выявлена, следует найти ответ на вопрос: можно ли ее устранить или минимизировать?

В этом случае отраслевой бенчмаркинг не всегда способен дать ответы на вопросы, как правило, требуются дополнительные усилия со стороны корпоративной системы обучения. В идеале можно провести внешний сопоставительный анализ: сравнить себя «в реальном режиме времени» с внешней компанией. Для выбора действительно эффективного партнера необходимо провести исследование, чтобы составить список потенциальных партнеров и понять какого партнера стоит выбрать. БМ отрасли позволяет выявить такого партнера.

Как известно, лучше работать не на «тушение» пожаров, а на их предотвращение. БМ служит отличной основой для минимизации или предотвращение возможных проблем.


Бенчмаркинг позволяет ответить на вопросы:

  • Эффективна ли система корпоративной системы обучения на рынке?
  • Конкурентоспособна ли наша система?
  • Как организовать деятельность корпоративной системы обучения, чтобы она стала максимально эффективной?
  • Возможно ли сработать на предотвращение каких-либо проблем?
  • Какие компании можно принять за эталон на рынке, какие лучшие практики можно взять на вооружение?

Для того, чтобы бенчмаркинг приносил свои плоды и служил инструментом повышения эффективности корпоративной системы обучения, он должен стать частью общего руководства корпоративной системы обучения. А в идеале - частью стратегии корпоративной системы обучения. В последнем случае бенчмаркинг станет восприниматься и будет являться постоянным, непрерывным процессом совершенствования деятельности корпоративной системы обучения.

Я представила вам только несколько идей использования бенчмаркинга. На самом деле, практик применения бенчмаркинга много. Бенчмаркинг – сложный процесс, который требует усилий, вашего постоянного внимания, а главное – готовности действовать и меняться к лучшему. Но выгоды от регулярной БМ деятельности настолько огромны, что в успешных компаниях бенчмаркинг стал частью стратегии и инструментом повышения эффективности компании.


Профессор Эдвард Деминг - один из великих гуру в области менеджмента качества - говорил, что самая важная для бизнеса информация, как правило, приходит в компанию извне(Deming W.E. The new economics. For Industry).

Автор: Наталья Гришакова Наташа, "Амплуа"

Написать комментарий

captcha