ЗарегистрироватьсяВойти

Корпоративная культура, или c чего начинается компания

HR-чтение, 30 октября 2013

Каждая компания, от малой до великой, имеет свою культуру. В бизнесе с нездоровой культурой работники выступают в качестве индивидуалистов, выполняют свои обязанности, чтобы удовлетворять свои собственные потребности, например, в зарплате или преимуществах, которые предоставляет компания. Здоровая корпоративная культура ценит каждого работника в компании независимо от его должностных обязанностей, как результат - работники работают как команда, чтобы достичь целей и потребностей компании и своих собственных. Здоровая корпоративная культура повышает эффективность бизнеса в ряде показателей: содержание персонала, репутация компании, производительность труда и качество товара или услуг.

Где же начинается корпоративная культура и как ее развивать?

Нанимайте правильных людей

Сначала нанимайте людей за страсть к работе и их взгляды на нее, далее обращайте внимание на опыт, и только потом на дипломы и отличия. Сейчас составить поражающее резюме не проблема, поскольку есть статьи и книги, которые описывают, как это правильно и красиво сделать. Но вы должны найти людей, которые интересуются тем же, что и вы, которые разделяют ценности вашей компании. Вы же хотите, чтобы работники оставались с вами надолго и верили в то, что они делают? Задавайте правильные вопросы кандидатам: "Что Вам нравится в избранной карьере? Что Вас вдохновляет? Что Вам не нравится делать?» Важно получить представление о том, во что потенциальный работник верит. И, как говорит мой руководитель, важно сначала найти хорошего человека, а лишь потом придумать ему обязанности.

Коммуницируйте

Когда у вас уже трудоустроены лучшие люди, вы должны с ними регулярно совещаться и обсуждать, что идет хорошо, а на что нужно обратить внимание. Очень важно не только искренне хвалить работников за их заслуги, но и обращать их внимание на недоработки и предоставлять дальнейшие рекомендации по их исправлению. Эффективная корпоративная культура - это та, которая распознает, когда что-то не работает, и регулирует ситуацию, чтобы исправить проблему. Более того, люди должны чувствовать себя в безопасности, доверять вам и понимать, что они могут свободно выражать свое мнение, не опасаясь последствий. Мы еще не владеем телепатическими способностями, потому я всегда говорю своим работникам, чтобы они говорили о том, что их тревожит. Как известно, проблемы не существует, пока о ней не говорят. Со своими работниками я еженедельно провожу индивидуальные совещания длительностью около 30 минут. Да, это занимает весь рабочий день, но без этого никак. На таких совещаниях мы обсуждаем операционные задания (10% времени), проекты (70%), идеи и проблемы, с которым столкнулся работник (10%), и, конечно, в конце остаются "3 сестры" (10%). 1 сестра - директивы или четкие инструкции, что работник должен сделать, 2 - информация, которой работник должен владеть для выполнения своих служебных обязанностей, и, в завершение, 3 сестра - комплименты, 2-3 похвалы за качественно выполненную работу и достигнутые результаты. Искусство общения ставит акцент на разговоре, но слушать - не менее важно. Поэтому вы, как руководитель, должны большинство времени слушать своих работников во время таких совещаний, а не наоборот.

"Полите сорняк"

Даже наилучшая корпоративная культура может быть скомпрометирована. Кем? Нытиками - людьми, которые всегда всем недовольны, которые всегда видят только плохое в компании и ее работниках. Нытики не обязательно публично выступают со своими жалобами и неудовлетворенностью. Они не встанут на совещании и не скажут все, что, по их мнению, не так с компанией, отделом или другими делами в компании. Вместо этого, они перемещаются по организации в индивидуальном порядке, сея сомнения и распространяя сплетни. Иногда это просто характер человека: они ныли на своей прошлой работе и будут ныть на будущей. Иногда эти люди просто не подходят вашей корпоративной культуре. Конструктивная критика нужна, но постоянные жалобы и нытье токсичны. Определите этих людей и замените их. Даже если человек имеет большой и нужный вам опыт работы, его нытье будет иметь эпидемическое влияние в компании. Помните, незаменимых людей нет.

Работайте тяжело, веселитесь шумно

В глобальной экономике мы можем измерять привязку трудовой этики к уровню производительности. Немногие отрасли промышленности в эти дни процветают, работая лишь сорок часов в неделю. Корпоративные культуры, где все понимают, что иногда нужно работать сверхурочно, будут процветать, если эта "жертва" признается и, соответственно, вознаграждается. В ІТ-отрасли уже никого не удивишь сверхурочными часами, но это все компенсируется в том или другом виде. Работники понимают: чтобы компания развивалась, нужно, чтобы клиенты были удовлетворены, потому иногда придется жертвовать выходными или дольше задержаться на работе. У нас в компании такие жертвы в полной мере компенсируются. Кроме того, наша компания понимает, что, кроме работы, должны быть праздники, которые нас объединяют. Уже доброй традицией стали наши корпоративные праздники, такие как Новый Год и День компании, ну и, конечно, праздник святого Николая для деток наших работников. Посмотреть, как мы празднуем, можно на нашем канале YouTube.

Будьте амбициозными

«Не стройте маленькие планы: у них нет магии, от которой захватывает дух», - сказал когда-то Даниэль Барнхэм. Амбиции иногда рассматриваются как отрицательные черты, но без них мы бы остановились в развитии. Вам нужна культура, которая поддерживает большие шаги и имеет сильные убеждения. Стройте большие планы и мечтайте - тогда люди пойдут за вами и тогда будет захватывать дух. Сейчас в SoftServe работает 2800+ работников, и наша цель - трансформировать компанию и до 2017 года вырасти до 8000 работников. Правда же, большая и амбициозная цель? Лично меня она мотивирует, как и большинство моих коллег, которые хотят быть причастными к созданию истории успеха нашей компании.

Взять даже наши проекты, к примеру, международная конференция IT Weekend Ukraine (ukraine.itweekend.ua). Конкуренция на рынке ІТ-конференций большая, но мы хотели сделать что-то на порядок другое, так как целью был не заработок от конференции, а создание качественного мероприятия при минимальной цене для участников и перекрытия лишь себестоимости конференции. И у нас это вышло - мы уже второй год подряд организовываем одну из наибольших международных ІТ-конференций в Украине по самой низкой в Украине входной цене билета.

Другой наш проект - первая всеукраинская награда Ukrainian IT Awards (itawards.ua). Даже руководство сначала не до конца верило в этот проект, но всё равно дало нам шанс его реализовать. Они видели, что мы верили в его успех и у нас горели глаза. Сейчас награждают лучших журналистов, маркетологов, HR-ов, вот мы и подумали про ІТ-рынок. Почему не награждают ІТ-специалистов? И мы решили исправить эту ситуацию. Около 200 заявок на участие в проекте за 2 годы и 12 победителей, которых торжественно награждали в Киеве на церемонии.
Когда-то кто-то очень метко сказал: "Стремитесь подняться так высоко, как только вы можете себе представить».

Будьте разными

При наборе студентов для MBA программ большинство заведений не просто набирают всех желающих и платежеспособных. Чтобы был обмен опытом и завязывались интересные дискуссии, важно, чтобы студенты имели разный опыт, работали в разных отраслях, проживали в разных географических областях, имели разные политические или даже религиозные верования. Большие культуры строятся на фоне разнообразия, опыта и интересов. Эти отличия генерируют энергию, которая имеет решающее значение для любой компании. В свою команду я всегда беру людей, которые лучше меня в определенных сферах и имеют разное образование и опыт. Всего знать нельзя, и быть экспертом во всем тоже. Берите людей, которые вас дополнят и сделают вашу команду в конечном результате более сильной. Сильная команда - ключ к успеху!

Создайте пространство

В передовых исследовательских центрах и компаниях предоставляют столько пространства для взаимодействия, сколько для этого нужно. Создаются места, где люди из разных направлений собираются вместе, например, комнаты для совещаний, кухни, спортзалы, места в коридорах с пуфами и даже курилки. Маркетолог и инженер беседуют за кофе на кухне. Финансист и программист встречаются в спортзале. Корпоративная культура формируется в физическом пространстве. Такое взаимодействие помогает создать новые и революционные идеи. Посмотрите на свои места в компании и спросите себя: "Стимулируют ли они взаимодействие и коммуникацию между разными направлениями и отделами?"

Загляните в будущее

Смотрите далеко вперед. Психологи говорят, что люди склонны переоценивать то, что могут сделать за год, но часто недооценивают то, что могут сделать за пять лет. Культура должна смотреть вперед, и не только на месяцы и кварталы, но на годы вперед и даже десятилетия. В нашей компании есть прогнозы на 5 лет вперед. Мы планируем наши прибыли так же, как и наши расходы и инвестиции. Мы имеем план инициатив и знаем, какие, как и когда будут вводиться в течение следующих 5 лет. Естественно, такие планы не составляются один раз и остаются в неизменной форме - это живой организм, который постоянно пересматривается и обновляется. И как говорил Малкольм Х: «Будущее принадлежит тем, кто готовится к нему сегодня!»

Владимир Семенишин
HR Marketing Direction Manager в SoftServe

По материалам rabota.ua

Написать комментарий

captcha